0

Единый реестр турагентов: проект нового закона

Единый реестр турагентов

Единый реестр турагентов

Новым законом о едином реестре турагентов предполагается создание федерального реестра со сведениями о турагентах и субагентах. Вести его будет Ростуризм.

Новый ресурс станет подсистемой реестра туроператоров. Проект принят во третьем чтении.

В новый реестр среди прочего будут вносить сведения о договорах:

  • туроператора и турагента о продвижении (реализации) продукта;
  • турагента и субагента, которому передано исполнение поручения оператора на продвижение (реализацию) продукта.

В первом случае сведения в реестр должен включить туроператор, во втором – турагент. Сделать это нужно на сайте Ростуризма в личном кабинете не позднее чем через 3 рабочих дня со дня заключения договора. Если сведения о договорах изменились, например их расторгли, уточняющую информацию нужно внести не позднее 3 рабочих дней со дня изменения. В противном случае хотят привлекать к административной ответственности.

Предлагают наказывать и в случае, если турагент или субагент ведет деятельность, а сведений о нем в реестре нет. Вероятно, ответственность установят отдельным законом.

Поправки вступят в силу с января 2022 года.

Единый реестр турагентов: что за необходимость в новом законе?

Проект федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”
(далее – проект федерального закона) разработан во исполнение абзаца 3 подпункта “б” пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 17 сентября 2015 г. № Пр-1893ГС по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 17 августа 2015 г. и направлен на совершенствование отношений, связанных с турагентской деятельностью.

В настоящее время требования к взаимоотношениям между туроператором и турагентам установлены Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”, специального разрешения на осуществление турагентской деятельности не требуется.

Для юридического лица или индивидуального предпринимателя “статус” турагента устанавливается договором соответствующего правового вида – агентирования, комиссии или поручения, согласно которому турагенту поручается, действуя от своего имени или от имени туроператора, заключить с туристом (заказчиком) договор о реализации туристского продукта, сформированного туроператором.

По предварительным оценкам, в настоящее время насчитывается от 20 до 30 тыс. туристических агентств и компаний, реализующих туристам туристский продукт, сформированный туроператором. Кроме того, реализацию и продвижение туристского продукта осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, не имеющие прямых договорных отношений с туроператором.

Анализ действующего законодательства Российской Федерации о туристской деятельности и правоприменительной практики позволил выявить ряд пробелов в правовом регулировании турагентской деятельности, а также необходимость уточнения и доработки отдельных положений законодательства.

На практике встречаются случаи осуществления организацией деятельности по реализации туристского продукта, сформированного туроператором, через субагентов (далее – центр бронирования). Договор о реализации туристского продукта в такой ситуации заключается туристом (иным заказчиком) с субагентом, а бронирование соответствующей заявки у туроператора осуществляется центром бронирования.

Соответственно, оплата стоимости туристского продукта осуществляется туристом (иным заказчиком) не напрямую туроператору, а субагенту, который перечисляет денежные средства центру бронирования. В договорах о реализации туристского продукта, заключаемых туристом (иным заказчиком) с субагентом, информация об осуществлении расчетов через центр бронирования не указывается.

При этом на туроператора возлагается обязанность по обеспечению оказания услуг, входящих в турпродукт, при условии их оплаты со стороны центра бронирования. В случае прекращения центром бронирования деятельности без осуществления оплаты заявок туроператору нарушаются права туристов на получение ими оплаченных туристских услуг.

В 2018 году и в начале 2019 года от прекращения деятельности ряда крупнейших центров бронирования пострадали не только тысячи туристов, но и сами турагенты, поскольку Федеральным законом “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” не установлены специальные механизмы, направленные на возмещение ущерба, причиненного туристам в результате прекращения деятельности центра бронирования. Центр бронирования не является туроператором, к нему не применяются требования к осуществлению туроператорской деятельности (в том числе о наличии финансового обеспечения ответственности, фондов персональной ответственности), установленные ст. 41 указанного Федерального закона.

Законопроект направлен на повышение защиты интересов потребителей туристских услуг, создание прозрачного и контролируемого рынка турагентской деятельности.

Проектом федерального закона предлагается введение единого федерального реестра турагентов (далее – реестр). Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы “Единый федеральный реестр туроператоров”. Внесение сведений о турагенте в реестр турагентов осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов. Сведения о турагенте (субагенте) формируются в реестре автоматически на основании сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП после указания туроператором (турагентом) при формировании сведений о турагенте (субагенте) для размещения в реестре турагентов основного государственного регистрационного номера юридического лица или основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя. Соответствие таких сведений содержащимся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведениям, обеспечивается посредством использования и дальнейшего обновления предоставляемых единой системой межведомственного электронного взаимодействия в реестр сведений, размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, не позднее трех рабочих дней со дня такого предоставления.

В реестре также будет отражена информация о субагентах данного турагента, в случае если возможность реализации и продвижения туристского продукта посредством субагентов предусмотрена договором, заключенным между туроператором и турагентом. Такую информацию будут вносить турагенты, обладающие правом заключения субагентстких договоров.

Туроператор обязан внести сведения об изменении или досрочном прекращении договора с турагентом, а также о прекращении полномочий турагента на передачу исполнения поручения субагентам, путем внесения соответствующей отметки в личном кабинете туроператора в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента наступления указанных событий. Прекращение полномочий турагента влечет за собой прекращение полномочий субагентов, с которыми были заключены договоры в целях передачи исполнения поручения туроператора на продвижение и реализацию турпродукта.

Осуществление продвижения и реализации туристского продукта турагентом допускается со дня размещения сведений о нем в реестре турагентов на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно телекоммуникационной сети “Интернет”.

Наличие в реестре записи о турагенте с информацией о конкретном туроператоре, является подтверждением того, что между турагентом и данным туроператором заключен договор о реализации и продвижении турпродукта.

Турист сможет получить достоверную информацию о праве турагента на продажу турпродукта конкретного туроператора. Договор о реализации и продвижении турпродукта, заключенный между туроператором или турагентом, не является действительным при отсутствии соответствующей записи в реестре.

Учитывая, что Ростуризм осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма (п. 1 Положения о Федеральном агентстве по туризму, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 901), полномочия по ведению реестра предлагается отнести к ведению Ростуризма. Реализация федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” будет осуществляться в пределах штатной численности Ростуризма, финансовое обеспечение создания единого федерального реестра турагентов, его функционирование, и эксплуатация будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых Ростуризму в рамках подпрограммы “Туризм” государственной программы Российской Федерации “Экономическое развитие и инновационная экономика” (КБК 174 0412 15Е01 90019 242) и не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.

Функции по установлению порядка ведения реестра, включающего порядок выдачи выписки из единого федерального реестра турагентов и формы такой выписки, порядок внесения и проверки достоверности сведений о турагентах, а также информационного взаимодействия реестра турагентов с информационными системами туроператоров и турагентов, будут отнесены к полномочиям Минэкономразвития России.

Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − 17 =

error: Внимание:
Копирование запрещено!