0

Классификации гостиниц – новый порядок с 1 января 2021 года

Классификация гостиниц

Классификация гостиниц: новые требования с 01.01.2021

C 1 января 2021 года в силу ч. 21 ст. 5 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон № 132-ФЗ), ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 5 февраля 2018 г. № 16-ФЗ) для всех без исключения гостиниц стало обязательным требование о прохождении классификации.

Также вступило в силу Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. № 1860 (далее – Положение), которым определен порядок классификации гостиниц.

Более того, с 01.01.2022 предоставление гостиничных услуг без свидетельства о присвоении гостинице определенной категории в отношении отелей с количеством номеров не более 15 запрещено (п. 2 Приложения № 17 к Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 440 “О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах”; далее – Приложение № 17).

Поэтому многим гостиницам уже сейчас необходимо сейчас пройти процедуру классификации в соответствии с новым порядком, утвержденным Положением.

Кроме того, с 1 января 2021 года начали действовать и новые правила предоставления гостиничных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. № 1853; далее – Правила).

Классификация гостиниц: неоднозначные положения нового порядка

Новый порядок классификации гостиниц предполагает многоступенчатую бальную процедуру их оценки (п. 20-27 Положения), однако нарекания вызывает определенное несоответствие утвержденных Положением требований к гостиницам и критериев балльной оценки.

В действующей редакции Положения приоритетным является именно количество баллов, которое является почти одинаковое для больших и маленьких гостиниц из-за чего последние вместо категории “четыре звезды”, которую они имели ранее, они могут получить только “три звезды” или “две звезды”.

Особенно это затрагивает интересы небольших гостиниц, расположенные в объектах культурного наследия.

Получить желаемую категорию в соответствии с требованиями Положения смогут, скорее всего, только новые и проходящие реновацию гостиницы. Те же отели, которые не смогут провести существенную реконструкцию, с большой долей вероятности ждет снижение категории на одну-две позиции. Это в свою очередь приведет к уменьшению их финансового потока и потере квалифицированных кадров – не имея возможности получать заработную плату, соответствующую их уровню, специалисты будут уходить работать в другие гостиницы. В конечном итоге это может привести к закрытию бизнеса.

Также следует обратить внимание и на невозможность проведения классификации в отношении отдельных корпусов и строений гостиницы в случае, если гостиничные услуги в них оказываются одним юридическим лицом или ИП (п. 17 Положения).

Еще больше вызывает удивление, что требования о повышенной звукоизоляции, обеспечивающей уровень шума менее 35 дБ, – ранее оно было обязательным для гостиниц категорий “четыре звезды” и “пять звезд” нет в принципе: ни в требованиях к гостиницам, ни среди критериев балльной оценки.

Странно и то, что теперь требование о предоставлении клиентам возможности расплачиваться банковскими картами распространяется только на гостиницы “четыре звезды” и “пять звезд”, тогда как ранее оно распространялось и на трехзвездочные отели.

Классификация гостиниц: нужно ли проходит ее санаториям, оказывающим гостиничные услуги?

Что касается санаториев, то их классификация не является обязательной, поэтому отсутствие у них свидетельств о присвоении определенной категории не может быть основанием для привлечения их к административной ответственности.

Однако санатории, предоставляющие не только медицинские, но и гостиничные услуги, могут добровольно пройти классификацию в соответствии с Положением (Информация Федерального агентства по туризму от 25 декабря 2020 года “О порядке классификации санаториев”).

Это важно, поскольку только классифицированные средства размещения вправе участвовать в тендерах по продаже путевок и в реализуемых государственных программах поддержки туристской индустрии.

Кроме того, не следует забывать и об имиджевой составляющей: присвоенная в результате классификации гостинице категория может использоваться в рекламно-информационных материалах, при заключении договоров с онлайн-сервисами бронирования гостиниц.

Классификация гостиниц для гостевых домов

Регулирование деятельности по оказанию гостиничных услуг в гостевых домах и так называемых частных гостиницах и мини-отелях – снова в фокусе внимания профессионального сообщества.

С 1 октября 2019 года редакцией ч. 3 ст. 17 Жилищного кодекса запрещается не только использовать жилые помещения в МКД для предоставления гостиничных услуг, но и в принципе размещать гостиницы в жилых помещениях.

Таким образом, данное положение, фактически полностью вывело из правового поля маленькие частные гостиницы и гостевые дома, владельцы которых, сами проживая в этих домах, предоставляют отдыхающим комнаты и оказывают услуги.

Согласно существующим правилам владелец такого помещения не может этого делать – нужно перевести помещение в категорию нежилого, то есть человек фактически должен лишиться прописки, что может загнать данную категорию людей в “теневое поле”.

При решении вопроса о легализации статуса гостевых домов потребуется внесение изменений не только в Закон № 132-ФЗ, но и в жилищное, земельное и налоговое законодательство.

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − 6 =

error: Внимание:
Копирование запрещено!